Города Беларуси03.07.2016Однако, избрав тот или иной штрих, надо сохранить его и далее. Если же в ответ на начальное маркированное проведение темы я слышу «размазанное» ее звучание в другом голосе, и только потому, что в окружении аккордов ее трудно сыграть marcato,- это выводит меня из себя!» Нетерпимость к нарушению логической соотнесенности между собой всех элементов музыки привела Ваймана к идее гармоничности, порядка, вызвав стремление к своего рода архитектоническому совершенству формы, притом совершенству, базирующемуся на внутренних законах развития музыки - музыкальной драматургии,- а не на внешних, структурных факторах. Все в этом смысле поражает в игре Ваймана: естественность подъемов и спадов, распределение динамики, четкое выделение кульминационных зон, тонкое различие в исполнении экспозиционных и репризных разделов, придающее особую завершенность форме. Форма предстает необычайно выпуклой, скульптурно отчетливой в своей архитектонике города Беларуси. Нельзя сказать, однако, что эта гармоничность являлась природным, изначальным свойством искусства Ваймана. Скорее наоборот! Она была выработана, достигнута как цель, принципиально перед собой поставленная, и в достижении этой цели ему помогла неустанная работа над произведениями классического стиля, в первую очередь - Гайдна и Моцарта. Они организовали его лирическую натуру, дисциплинировали музыкальное мышление, и в результате нормативы классицизма стали как бы его собственными нормативами. Из них он исходил, даже работая над сочинениями романтиков или «экспрессионистскими» по уровню драматизма произведениями.
|