Лицензия МЧС03.07.2016Однако при такой замедленности темпов все allegri у него словно «захлебываются жизнью» (как любил говорить сам Вайман). И еще одну черту вивальдиевского творчества великолепно чувство вал Михаил Израилевич - концертность. Вивальди был одним из творцов концертирующего стиля барокко и первым композитором, у которого жанр концерта занял доминирующее место. Но даже и сонаты он наделял признаками концертности - блестящего виртуозного концертирования. Такова ля-мажорная Соната, входившая в репертуар Ваймана. В характере виртуозного прелюдирования решено в Сонате Preludio а capriccio, идущее в темпе presto. Вайман играл его с большим напором, стремительно, как блестящую концертную каденцию. Михаил Израилевич говорил, что для него в этой лаконичной «трехминутной» Сонате заключен «целый спектакль». Прелюдия - как увертюра перед открытием занавеса, Presto agitato - «действие», своего рода первый акт. Куранта (Allegro) - новая «сцена». Для Куранты Вайман долго не мог найти штриха. Штрихи, выставленные редактором, его совершенно не удовлетворяли. (Соната обычно исполняется в редакции Ф. Давида.) Он играл Куранту звонким marcato в верхней половине смычка, добившись невероятной отчетливости звучания каждой ноты. Возможно вам понадобится лицензия мчс. Перед финалом, отделяя его от Куранты, помещен настоящий оперный драматический речитатив Adagio (quasi Recitativo, senza tempo). Вайман играл его с подчеркнутой, почти вердиевской экспрессией. В финальной Жиге он (за исключением среднего раздела) снял почти все лиги, поставленные редактором. Жига зазвучала с какой-то молодой грацией, жизнерадостным весельем. Таким образом, стиль исполнения Вайманом сочинений Вивальди можно охарактеризовать как стиль свободного концертирования, легкого, непринужденного диалога скрипки с оркестром (или клавиром, как в Сонате). Касаясь интерпретации Вайманом музыки Телемана, можно ограничиться самой краткой характеристикой, учитывая, что в основных принципах она во многом была близка его трактовке творчества Вивальди.
|