Тараканы в квартире20.07.2016Узнав меня, бурно поздоровавшись, мигая и потея, мой старый знакомый почему-то старается убедить меня в том, что надо же молодея объяснить сущность «новых» течений и, в частности, импрессионистской школы в живописи, что мы, люди старшего поколения, обязаны-де это делать... Тут приходится включиться в беседу. Я говорю, что принципиальное отличие импрессионистов от реалистов не в том, что первые отвернулись от жизни, от природы - это но так! А в том, что импрессионисты как изменили свое отношение к задачам искусства, изменили свои взгляды на жизнь и на природу. Вместо глубокого художественного анализа явлений общественной жизни они выдвинули в качестве главной цели живописи фиксацию своих субъективных мимолетных впечатлений. Они принципиально перестали замечать существенное в жизни. Для импрессиониста безразлична социальная природа изображаемого. У него на первом плане ценности «чистой живописности» - передача цвета, света. Человек только предлог, повод для решения чисто живописных, формальных задач. Замучали тараканы в квартире? Вызовите профессионалов? Уже само название этого течения (импрессионизм происходит от французского слова «impression»-впечатление) достаточно отчетливо вскрывает его сущность. «То, что я пишу,- мгновение»,- говорил Клод Моне. Безразличие к явлениям социальной жизни, к человеку, к общественным задачам искусства характеризует теорию и практику импрессионизма. Французские живописцы Клод Моне, Ренуар, Дега были выдающимися художниками своего времени, но лучшие произведения эти мастера создавали тогда, когда они хоть в какой-то мере следовали реалистическому методу. Там же, где они ему изменяют и увлекаются чисто импрессионистическими задачами, творчество их утрачивает идейную глубину и художественную полноценность. Нужно заметить, что советские художники никогда не проходили и не собираются проходить мимо достижений мастеров всех эпох, в том числе и импрессионистов.
|